Венецианский кинофестиваль завершился явлением Мика Джаггера и Роджера Уотерса

Пo ирoнии судьбы кoмиксы тoлькo чтo oкaзaлись прeдмeтoм нaпaдoк сo стoрoны Влaдимирa Мeдинскoгo, нeлeстнo oтoзвaвшeгoся oб иx пoчитaтeляx. Тaк чтo в рaзряд нeдaлeкиx, с тoчки зрeния нaшeгo министрa, людeй пoпaл eдвa ли нe вeсь цвeт мирoвoгo кинo вo глaвe с жюри и мирoвoй кинoэлитoй, oцeнившeй кoмикс кaк искусствo. Гeрoй Фeниксa — жалкий и безобразный, как Квазимодо, человек. На наших глазах из изгоя он превращается в дьявола, и мы наблюдаем процесс зарождения преступного начала, ставшего лейтмотивом многих картин, включая «Преступного человека» российского режиссера Дмитрия Мамулия, участвовавшего в программе «Горизонты».

Жюри во главе с аргентинским режиссером Лукресией Мартель присудило «Джокеру» «Золотого льва Святого Марка», а Гран-при, как и награда жюри критиков ФИПРЕССИ, достался картине «Я обвиняю» («Офицер и шпион») Романа Полански по одноименной книге британского писателя Роберта Харриса о «Деле Дрейфуса». Оно было сфабриковано в отношении французского офицера, обвиненного в шпионаже. Поскольку Мартель еще до просмотра картины двусмысленно высказалась относительно самого Полански, обвиненного в совращении несовершеннолетней, то решения жюри ждали с особым интересом. Каким бы оно ни было — в пользу Поланского или нет, — это уже не отменяет нападок на саму председательницу жюри с феминистскими взглядами.

Кубки Вольпи за актерские работы достались за роли, сыгранные в фильмах франко-итальянского производства. Один получила француженка Ариан Аскарид за роль уборщицы и хозяйки большого и не вполне счастливого дома в картине своего мужа Робера Гедигяна (французского режиссера армянского происхождения) «Глория Мунди» («Молитва во имя Бога»). Второй достался итальянскому актеру Луке Маринелли, сыгравшему Мартина Идена в экранизации одноименного романа Джека Лондона. Режиссер Пьетро Марчелло, влюбленный в российскую культуру, заставил его изучать работу Юрия Богатырева в телеспектакле советской поры «Мартин Иден», и в работе Луки это чувствуется.

фото: кадр из видео
Кадр из фильма «Атлантида».

«Серебряного льва» за режиссуру удостоен шведский режиссер Рой Андерссон за малоудачную картину «О бесконечности», и это скорее реверанс в сторону классика. За сценарий отметили анимационную ленту «Дом 7 по Черри Лейн» классика из Гонконга, мастера эротических провокаций Юньфаня. Он впервые обратился к анимации и снял самый сумасшедший фильм конкурса, посвященный любимому Гонконгу 1960-х. В пределах одного мультипликационного дома Юньфань сконцентрировал едва ли не всю культуру и историю своей страны. В Венеции он признался: «Я люблю рисовать и регулярно смотрю мультфильмы Pixar и Миядзаки, которыми всегда восхищался. Я поехал в Пекин к анимационным мастерам и поначалу хотел снимать в 3D, но потом мы решили перейти в формат 2D и создать рукотворное кино».  

Год назад в конкурсе участвовала лишь одна женщина-режиссер из Австралии, теперь их — две, причем одна опять-таки из Австралии. Шеннон Мэрфи дебютировала картиной «Молочные зубы», где жюри и приметило Тобби Уоллеса в роли обкуренного парня, присудив ему премию Марчелло Мастроянни, предназначенную исключительно молодым актерам.

Во втором конкурсе «Горизонты» главный приз достался украинской игровой картине «Атлантида» Валентина Васяновича. Ее события происходят в 2025 году, когда Украина победила в войне с Россией. Режиссер сказал в Венеции: «Я — оптимист и снимал фильм о наиважнейшей для Украины проблеме, хотел показать, что такое смерть. В сценах эксгумации и в морге, который мы снимали в пансионате, принимали участие судмедэксперты, а тела убитых во время войны были специально изготовлены». В картине, снимавшейся в районе Мариуполя, участвовали в качестве актеров люди, принимавшие участие в военных действиях на востоке Украины, волонтеры гуманитарной миссии «Черный тюльпан», занимающиеся поиском, эксгумацией и вывозом погибших в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. Их лозунг — «Война не закончится до тех пор, пока не похоронен последний солдат». Волонтеры на наших глазах извлекают труппы русских и украинцев — все они из одного котла войны. Мы видим выжженную после экологической катастрофы малопригодную для жизни землю, но люди встречаются, влюбляются, и это, по словам режиссера, вселяет надежду. Закрывается комбинат, и с экрана на английском языке владелец предприятия обращается к рабочим. Один из них покончит жизнь самоубийством, прыгнув с высоты в огненную лаву. Все это, по словам Васяновича, проявление посттравматического синдрома. В Венеции режиссер сказал: «Если никто не остановит Россию сегодня, война распространится на территорию Европы».

Накануне закрытия фестиваля отметили 76-летие лидера группы «Пинк Флойд» Роджера Уотерса. Фильм-концерт с его участием — «Роджер Уотерс. Мы + Они» Шона Эванса (когда-то он снял аналогичный фильм «Стена» о мировом турне легендарной группы) — назвали атакой на Дональда Трампа. Публика приветствовала своего кумира с плакатами «С днем рождения!». После каждой песни раздавались аплодисменты, как будто мы на концерте. 15 июня 1989 года в Венеции состоялось скандальное выступление «Пинк Флойд» на плавучей сцене напротив Дворца дожей, и в город прибыли тысячи фанатов. Площадь Сан-Марко превратилась в выгребную яму. 300 тонн мусора оставили после себя поклонники «Пинк Флойд». Из-за громких звуков отвалилась облицовка старинных зданий. Венецианцы в ответ устроили семичасовую забастовку у мэрии, шли с лозунгами: «Вы превратили Венецию в помойку». Городское руководство вынуждено было уйти в отставку.

В последние два дня фильм с участием Роджера Уотерса шел несколько раз, чередуясь с «Сожженной оранжевой ересью» Джузеппе Капотонди, где роль эксцентричного коллекционера произведений искусства сыграл 76-летний лидер группы «Роллинг Стоунз» Мик Джаггер. Это его герой фактически спровоцировал арт-критика и галериста на убийство пожилого художника в исполнении 84-летнего канадского актера Дональда Сазерленда. Джаггер оказался отличным артистом, и странно было видеть его на экране в классическом костюме. Зато на звездной дорожке в день закрытия фестиваля он порадовал поклонников своим непредсказуемым видом и грандиозным флиртом с 29-летней австралийской актрисой Элизабет Дебики.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.