В «Геликоне» зрительницы примерили хрустальный башмачок

Рeжиссeр Илья Ильин, xудoжники Игoрь Нeжный и Тaтьянa Тулубьeвa, видeoxудoжники Aлeксaндр Aндрoнoв и Кирилл Мaлoвичкo придумaли свoю вeрсию этoй вeчнoй истoрии. Кaзaлoсь бы, пoдoбнoe ужe нeвoзмoжнo: скoлькo тaкиx вeрсий — музыкальных, балетных, оперных, мюзикловых, анимационных, кинематографических — уже создано?! Но великие мифы, как известно, неисчерпаемы.

Музыка, написанная Леонидом Вайнштейном еще в СССР, в 1985 году, греет душу своей мелодичностью и гармоничностью. Вайнштейн — ученик Кара Караева, представитель традиционного направления в советской музыке. Его «Золушка» — образец постмюзикловой оперы, стиля лайт-классик, сочетающего технологические приемы академической музыки с мелодикой и жанрами оперетты, мюзикла и киномузыки. Здесь есть и законченные номера, почти что «песни» в духе Тихона Хренникова. Есть жанровые танцевальные эпизоды, типичные для театральной музыки ХХ века: галоп, вальс, тарантелла. Но присутствуют также фрагменты, выполненные по академическим референсам, типа Шостаковича или Прокофьева. Эклектикой это не кажется, у композитора есть свой стиль.

Самое сильное место партитуры — прекрасный дуэт Золушки и Принца, написанный на прозаический текст, что придает метроритму свободу и нестандартность. Прекрасная инструментовка — выразительные соло, сочное звучание разных комбинаций оркестровых групп, красочность и театральность — работа настоящего профессионала. И звучание оркестра под управлением маэстро Ялчина Адигезалова адекватно мастерству композитора.

В заглавной партии — Лидия Светозарова, настоящая геликоновская звездочка, обладательница нежного сопрано и харизматичной актерской личности. Принц — Иван Волков — ей под стать: красивый, лиричный, молодой. У Волкова отличный голос с хорошими верхами, при этом тембр наполнен насыщенными мужскими красками.

Рассказ ведет Сказочник, он же Шут, он же Волшебник, который вместо феи одаривает Золушку путешествием на судьбоносный бал. Дмитрий Янковский в этой роли мудр и в меру ироничен. Здесь, кстати, все по-настоящему — никакого постмодернистского стеба. И даже великолепный Алексей Дедов, травестирующий в роли Мачехи, делает это с огромным вкусом и юмором.

Очень смешны и падчерицы — Ольга Давыдова и Мелания Заридзе. У Давыдовой есть эпизод, где она должна плохо, фальшиво, визгливо исполнить песню. Надо сказать, что профессиональной певице нелегко орать мимо нот. Давыдова выполнила тяжелую задачу на все сто. Вот и задумаешься над парадоксами театра: как вернее получить овации публики — спев чистенько по нотам или проорав невесть что дурным криком…

Сценографическое решение изысканно и выразительно: во втором акте часы — главный элемент сцены. Они огромны и окружены зажженными канделябрами, что задает постановке сказочный масштаб: персонажи рядом с ними кажутся крошечными игрушками. А в первом акте действие происходит на обыкновенной современной кухне, где героиня смотрит по телевизору фильм «Золушка» с Яниной Жеймо. И это логично: ведь превращение бедной замарашки в принцессу может случиться в любую эпоху. Во всяком случае, во все времена девушки грезят об этом.

Создатели оперного спектакля, следуя закону бродвейского шоу, завершают первый акт мощным трюком: эффектный видеоэпизод превращения тыквы и мышей в карету с четверкой лошадей действует сногсшибательно. А в финале — заключительный хор подводит радостные итоги легенды, одинаково трогающей и детей, и взрослых.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.