Премьера фильма «Однажды в Трубчевске» прошла среди грядок

Трубчeвскиe зритeли кoгдa-тo рeшили судьбу кaртины: пoсмoтрeли кoрoткoмeтрaжку «С нoвым гoдoм!» и пoтрeбoвaли прoдoлжeния. Ee рeжиссeр Лaрисa Сaдилoвa рoдoм из Брянскa, oкoнчилa Мaстeрскую Сeргeя Гeрaсимoвa и Тaмaры Мaкaрoвoй вo ВГИКe, снялaсь в кaртинe свoeгo учитeля «Лeв Тoлстoй». В «Oднaжды в Трубчeвскe» eсть oтгoлoски «Aнны Кaрeнинoй». Aннa из Трубчeвскa уxoдит oт мужa к вoзлюблeннoму, oстaвив дoчь. Экoнoмист из Пaрижa, приexaвший в Трубчeвск с русскoй жeнoй, увидeв нa экрaнe гeрoиню нa пeррoнe, скaзaл: «Лишь бы фильм нe испoртили Aннoй Кaрeнинoй». Нe испoртили.

Три картины — «Сынок», «Она» и «Однажды в Трубчевске» — Лариса Садилова снимала в Трубчевске. Многие до этого и не подозревали о его существовании, хотя он старше Москвы и находится в 100 километрах от Брянска. Город и стал героем картины. Улицу, где живут главные персонажи, снимали в одной его части, а интерьеры дома — в другой, как это бывает в кино. Стоило на премьере познакомиться с его хозяйкой Валентиной Козовой, которую вся группа называет тетей Валей, поздравить ее с заслуживающей всяческих похвал актерской работой, как тут же последовало приглашение: «Приезжайте завтра ко мне в гости».

Тетя Валя сыграла вечно недовольную свекровь. С чего, собственно, ей быть довольной, когда невестка ее сыну изменяет. Сыграла так, как не каждая актриса сумеет. Тетя Валя 40 лет проработала в библиотеке, была народным заседателем, 15 лет руководила избирательной комиссией, а потом стала киноактрисой, снялась в «Сынке» и в «Однажды в Трубчевске».

фото: Светлана Хохрякова
Актриса Тетя Валя демонстрирует свой урожай.

Гости фестиваля — Лоран и Коринна Даниэлу, организующие премьеру «Однажды в Трубчевске» в Париже, привезли тете Вале швейцарский шоколад. А она его решила на память сохранить. А потом показала свое хозяйство, огород, где одна из героинь фильма собирала помидоры.

— Хозяйство большое, — рассказывает тетя Валя. — Одной только картошки собрала 28 мешков. Теперь всем раздаю (пока мы были в гостях, заходили ее племянники, соседи, уходили кто с картошкой, кто с другими дарами огорода). Шесть лет назад у меня дом сгорел. В чем выбежала на улицу, в том и осталась. Люди собрали мне 200 тысяч. Муж мой был ветеринаром. К нему постоянно кто-то приходил, даже через забор перелезали, просили, чтобы посмотрел у кого корову, у кого собаку. В 1985 году он умер. Мне было тогда 47 лет, а ему — 48. В 1983 году он осматривал корову. Кто-то его отвлек, а он руку так и держал под ней. Корова ударила его в живот. Муж упал. Сильный удар получил по почке, а через два года умер. Столько народу было на похоронах — не пробиться. Люди плакали — такой он хороший был.

Тетя Валя показывает фотографии детей. Дочери-стоматологи живут в Москве. Один сын стал ветеринаром, как отец, второй работает в полиции. «Я на богатство никогда не смотрела. Оно в моих руках. Богатство — мои дети», — говорит тетя Валя.

Как-то к ней нагрянула съемочная группа Ивана Шахназарова (сына Карена Шахназарова). Наверное, знали о гостеприимстве артистки из народа. А она их на постой не пустила, сказала: «Я вас не знаю». Зато ради Ларисы и ее мужа — продюсера Рустама Ахадова — готова на все. Вспоминает, как однажды ждала группу, кабана зарезала, но никто не приехал. Пришлось кабана нарезать на куски и засолить. В поле тетя Валя показала нам урожай арбузов и дынь, гигантские подсолнухи, повязанные словно косынками, чтобы птицы не склевали. Тетя Валя готова отдать гостям все, повела в погреб, где стоят рядами ее заготовки. Каждый уходил от нее с банкой соленых огурцов.

фото: Светлана Хохрякова
Лариса Садилова и Евдокия Боровикова перед премьерой.

Жительницу соседней деревни Котляково Евдокию Ивановну Боровикову на премьеру привез сын — нарядную, в праздничном белом платке. В январе ей исполнится 84 года. Евдокия Ивановна на площадке камеры не замечала, сыграла как прожила. В ее доме снимались сцены с участием покинувшей мужа трубчевской Анны Карениной.

«Так это ваш дом такой красивый?» — интересуюсь у Евдокии Ивановны. «Мой, — гордо говорит она. — Я там всю жизнь живу (там партизана во время войны прятали на потолке, как называет чердак Евдокия Ивановна, вспоминая в фильме и на городской площади о своем детстве. — С.Х.). У меня снимали четыре дня, сказали, чтобы я что-нибудь говорила и говорила. Хоть бы вырезали меня! Всю жизнь я в колхозе трудилась с лопатой и топором, коров доила. Я — темный человек. Актрисой быть не мечтала. Но сниматься мне понравилось. Люди все были приветливые, хорошие».

И хотя страшно ей было заходить в кинозал, себе Евдокия Ивановна на экране понравилась. После ее эпизода зал аплодировал. Сын живет в Брянске, но специально с женой и сыном приехал на премьеру в Трубчевск. Евдокия Ивановна сожалела, что дочерей не было на премьере. Одна живет в Ульяновске, другая — в Симферополе. Сын с невесткой прослезились — не ожидали ничего подобного от своей бабушки.

Оператор Анатолий Петрига вспоминает: «Одно дело снимать профессионального актера, и совсем другое — не актера. Бабушки произнесут фразу, просишь их повторить, а они говорят: «Так мы же уже все рассказали». Но Евдокию Ивановну я снял с двух дублей. Мы попросили профессиональных актеров — Кристину Шнайдер и Егора Баринова — задавать ей на площадке вопросы. Евдокия Ивановна импровизировала».

фото: Светлана Хохрякова
Лариса Садилова с актрисой Евдокией Ивановной Боровиковой (в центре) и французскими дистрибьюторами Коринной и Лораном Даниэлу.

Колоритный усатый герой (такие усы еще поискать) в салоне автобуса оказался старостой Покровского храма. Владимир Пеленок вспоминал, как работал рубщиком мяса, играл в народном театре, объяснил: «Тутошний я не потому, что тут родился, а потому, что тут прижился». Биография у него богатая, а мужчина он заметный. Все двери перед ним открываются. Благодаря нашему знакомству удалось посетить не только подведомственный ему храм, но и в усыпальницу Трубецких попасть, тех самых, от которых происходят князья Трубецкие.

Заместитель администрации Трубчевского района Светлана Тубол оказалась многолетней читательницей «МК». Она тоже снялась в небольшой роли и всячески помогала съемочной группе. Если бы не было таких деятельных людей рядом, то фильм бы и не сняли. Денег не было, спасал энтузиазм.

У Лорана Даниэлу местные жители спрашивали: «В Ницце на Лазурном Берегу лучше, чем на нашей Десне?». Потом оказывалось, что и они снимались в кино. Присутствие актеров чувствовалось на каждом шагу. Садишься за праздничный стол, подносят настойку, а приготовил ее, как выясняется, местный ветеринар и по совместительству… актер.

На гербе Трубчевска — три груши. В ХVII веке город перешел в ведение Киево-Печерской лавры (Украина — в 20 км), оттуда и завезли монахи плоды. Современный Трубчевск ими славится. Победителям фестиваля в качестве награды вручили три приза в виде груш. Одна досталась художнику по костюмам фильма «Однажды в Трубчевске» Манзуре Ульджабаевой с «Таджикфильма». Она уже не в первый раз работает с Ларисой Садиловой. Вторую грушу получила продюсер Татьяна Петрик, представлявшая киргизский мюзикл «Песнь древа» Айбека Дайырбекова. Сама она родом из Киргизии, где снималась картина. Кинематографисты возвращаются туда, откуда вышли.

Получивший третью грушу за дебют Тимофей Жалнин живет в Петербурге, а родился в Кемеровской области. Свой первый полнометражный фильм «Двое» он снимал на родине. «Это среда, в которой я вырос, — рассказал Тимофей. — Дед меня водил в тайгу. Снимали мы в Западных Саянах. Говорят все время про Алтай, а про эти места никто не знает. Советую их посетить. Еще в студенческие годы я задумал сценарий. Спустя пять лет после окончания вуза получил подтверждение финансирования. Лет семь идея во мне варилась. Природа стала третьим персонажем нашего фильма и иногда преподносила сюрпризы. Заморозки бывали утром даже в летнее время. Вода холодная — плюс 8 градусов. Страшная ситуация сложилась, когда актеры переходили первый ручей. На самом деле это река, но там реки ручьями называют. Актрису и мою однокурсницу Татьяну Полосину засосало в водоворот. Она так кричала, как кричит умирающий человек. У нас были каскадеры, которые могли сделать трюк, но Таня захотела сама. Но человек в тайге страшнее зверя. Вероятность погибнуть от его рук больше, чем от медведя. Съемки были изматывающие. Если честно себя тратишь, то всегда тяжело».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.